Ребёнок грызет ногти: причины вредной привычки

Ребёнок грызет ногти: причины вредной привычки

Вредные привычки. Если ребенок грызет ногти.

Что происходит, когда ребенок грызет ногти?

Вредная привычка, когда ребенок грызет ногти – появляется внезапно на бессознательном уровне. Если вы видите, что малыш 3-х лет и старше начал грызть ногти, значит появилась какая-то внутренняя проблема, с которой он не может справиться.Поэтому неосознанно прибегает к такому виду снятия напряжения.

Любые противоречия, возникающие вокруг малютки, могут влиять на его поведение. И, следовательно, служить источником появления той или иной нежелательной потребности, такой как сосание пальца, пощипывание себя за кожу в каком-то определенном месте, щелканье пальцами (у детей младшего школьного возраста).

Что происходит, когда ребеночек грызет ногти? Он успокаивается. Его накопленное перенапряжение получает выход. Таким образом, его организм сам себя вынуждает защищаться от внешних негативных факторов, оберегать свои нервные клетки и избавлять от накопившихся отрицательных эмоций.

Постарайтесь вспомнить, когда именно у вашего крохи зародилась эта привычка. Что послужило условием для ее проявления? Возможно, она возникла во время адаптации к детскому саду, или когда вы вышли на работу и ребенок тяжело переживал этот момент. А может малыш просто чего-то сильно испугался, страх темноты тоже может провоцировать возникновение вредной привычки. Или кто-то из родителей бесконечно угрожает строгим наказанием, бьет малыша, кричит и применяет подобные, абсолютно неэффективные методы воспитания, что не исправляет ситуацию, а лишь усугубляет ее. В таком случае, родителям необходимо пересмотреть свой стиль поведения по отношению к своему чаду и разобраться в самих себе.

Причины появления привычки грызть ногти (сосать палец)
1.Недостаточный период кормления грудью, раннее отлучение от груди. Вследствие чего остается неудовлетворенным сосательный рефлекс.

2. Нездоровая атмосфера в семье. Частые конфликты.

3. Отсутствие физического и эмоционального контакта с родителями. Карапузика мало обнимают и целуют.

4. Нет психологической поддержки со стороны родителя в преодолении преград и трудностей.

5. Использование постоянных многочисленных запретов в воспитании.

6. Слишком завышенные требования в отношении малютки.

7. Малыш копирует поведение другого человека, который грызет ногти.

Что делать и как поступить родителям?

1.Старайтесь убрать причины, которые привели к появлению привычки.

2. Уделяйте максимально возможное время для совместных игр. Если вы целый день на работе, то обязательно вечером выделите хотя бы один час для игры с ребенком. Это может быть конструктор, изготовление поделок, аппликация, игры по ролям, кукольный театр с участием животных, настольные игры.

3. Для пальчиков крохи можно подыскать увлекательное занятие. К примеру, лепку из пластилина. Пальцы будут заняты и в рот не полезут. Из пластилина можно не только лепить фигурки, а и разукрашивать им, размазывая его по поверхности нанесенного на картон рисунка. При этом, выбирайте для работы мягкий пластилин, так как суставчики пальцев карапуза еще не окрепли.

4. Обязательно перед сном читайте детскую книжку с картинками. Устраивайтесь в обнимку с крохой и читайте ему, пока он будет рассматривать иллюстрации. Совместное чтение сближает, плюс развивается образное мышление маленького слушателя. Если после чтения ребенок не засыпает, можно придумать сказку самому и рассказать ее или воспользоваться аудио-сказками.

5. Научитесь понимать кроху, проявлять больше любви, заботы и внимания. Радуйтесь вместе с ним и чаще обнимайте его.

6. Сопровождайте новые достижения своего маленького гения словами поддержки и одобрения. Хвалите за успешно выполненные задания. И тогда, постепенно, ребенок будет развивать свою самостоятельность, и верить в свои собственные силы.

7. Пересмотрите свои методы воспитания. Возможно, ваш малыш пока не готов выполнять ваши требования на 100%, предоставьте ему немного больше времени на выполнение. Если вы даете ему какое-то задание, учитывайте его возраст и возможности.

8. Не перегружайте малыша. Некоторые дети бывают чрезмерно загружены в течение дня. Понятно, что каждая мама считает свою малютку интеллектуалом, поэтому и стремится записать его на все существующие кружки и дополнительные занятия. Один ребенок может выдержать такую нагрузку, а другой нет. В результате усиливается нервное напряжение и приводит к фиксации вредной привычки. Поэтому, выстраивайте режим дня так, чтобы малыш с удовольствием ходил на интересные ему занятия. Для «воспитанников детского сада» достаточно посещать одно дополнительное занятие вечером либо два занятия в выходной день.

Если вы все же хотите, чтоб ваш ребенок занимался на нескольких кружках, а именно – на танцах, музыке, творчестве, подготовке к школе, изучал иностранные языки, то целесообразнее распределить нагрузку в течение недели и составить его расписание таким образом, чтобы в один день было одно интеллектуальное или творческое занятие плюс одно подвижное.

  • Подготовка к школе + Танцы;
  • Акробатика + Иностранный язык;
  • Танцы + ИЗО;
  • Развитие интеллекта будет хорошо сочетаться с Творчеством.

Если вы посещаете серьезные спортивные секции, длительность в которых составляет не менее двух часов, то в такие дни лучше ребенка дополнительно не нагружать.

Не нужно бороться с этой привычкой, прибегая к силе и наказанию. Под угрозой малыш будет стараться подавить ее в себе, что будет приводить к усилению его внутреннего напряжения, и вследствие чего, вы рискуете взамен получить другую вредную привычку. Поэтому, не акцентируйте на этом внимание и реагируйте спокойно.

Одна моя знакомая, у которой сын периодически грыз ногти, пыталась его отучить от этого, регулярно напоминая о том, что этого делать нельзя. А ребенок думал, что это снова такая игра. И, чтоб привлечь внимание мамы и поиграть с ней, вновь и вновь прибегал к применению «своего способа». То есть привычка, подкрепленная словами, фиксировалась в сознании малыша.

Вам следует настроиться на длительный период постепенного прекращения этой вредной привычки. Ваша задача — убрать предпосылки возникновения этой проблемы, тогда и сама проблема со временем исчезнет.

А ваша любовь и понимание смогут ускорить этот процесс!

Как отучить ребенка грызть ногти, избавив от вредной привычки навсегда?

Зная, как отучить ребенка грызть ногти, родители вовремя смогут разглядеть проблему и своевременно помогут чаду побороть данную привычку. Существует немало способов сделать это. При этом использоваться могут лаки, мази и проверенные временем народные средства. Особенно эффективны в этом случае профессиональные рекомендации психологов.

Ребенок грызет ногти – причины

По статистике, детки в возрасте 7-10 лет страдают данной привычкой в два раза чаще, чем дошкольники. По мере взросления проблема усугубляется: около 45% подростков грызут ногти. В официальной медицине выделяют два типа патологии:

  • онихофагия – привычка грызть ногтевые пластины;
  • дерматофагия – наряду с ногтями детки грызут еще кутикулу.

И первое, и второе состояние провоцируется рядом факторов. Важно основательно разобраться, почему ребенок грызет ногти: от выявленной причины зависит тактика борьбы с проблемой. Выделяют такие группы факторов-провокаторов:

  • физиологические;
  • психологические;
  • возрастные.

К физиологическим пусковым механизмам относят следующие факторы:

  • Состояние кутикулы. У некоторых малышей кожица вокруг ногтевых пластин сильно «топорщится». Вот детки и пытаются справиться с проблемой без родительской помощи: они обгрызают «лишнее».
  • Авитаминоз. Нервная система малыша хорошо функционирует при условии, что детский организм получает комплекс жизненно важных элементов вместе с пищей. Повышенная нервозность и тревожность чаще указывают на нехватку витаминов группы B, E и магния.
  • Физическое удовольствие. Зачастую такая привычка появляется, когда ребенку запрещают делать то, что вызывает у него приятные эмоции, например, поедание сладостей.
  • Паразитарное поражение. Наряду с обгрызанными ногтями у малыша наблюдаются сильное слюноотделение и кашель. Одновременно при поражении глистами его беспокоит зуд в области прямой кишки.

К психологическим факторам-провокаторам относят:

  • постоянные скандалы в семье;
  • низкая самооценка;
  • тревожность;
  • агрессия;
  • чрезмерные нагрузки и стрессы;
  • переживания;
  • страх.

Выделяют такие возрастные особенности:

  • У двух-трехлетних малышей данная привычка возникает бессознательно. Чаще она проявляется при проблемах с пищеварением, нехватке витаминов и минералов, а также паразитарном поражении организма.
  • У деток возрастом 4-5 лет обгрызание ногтей зачастую наблюдается при умственной работе. Такая привычка помогает им сконцентрировать внимание.
  • Ребятишки возрастом 6-7 лет адаптируются к школе. Им приходится привыкать к новому жизненному укладу, а все это сопряженно с волнением и переживанием.
  • У детей, относящихся к возрастной группе 8-11 лет, привычка может вызваться либо физиологическими, либо психологическими проблемами.
Читать еще:  Кандидоз у мужчин: какие признаки говорят о развитии болезни, факторы риска и клиническая картина, терапевтическое вмешательство

Почему нельзя грызть ногти?

Эта привычка не такая уж безобидная. Один из методов, как отучить ребенка грызть ногти, – рассказать чаду обо всех возможных последствиях. Приведенные аргументы заставят задуматься. Вредная привычка грызть ногти провоцирует такие последствия:

  • Развиваются инфекционные заболевания и возникает паразитарное поражение. Все это происходит из-за того, что под ногтями расположен целый рассадник патогенных бактерий и грибков. К том же здесь находятся яйца глистов. После обгрызания ногтей все это попадает в организм и начинает здесь интенсивно орудовать.
  • Возникает деформация ногтей и кутикул.
  • Ухудшается состояние зубов (увеличивается их подвижность) и эмали.
  • Снижается самооценка, поскольку данная привычка может вызывать отчужденное отношение и насмешки со стороны ровесников и взрослых.

Говорить о негативных последствиях можно бесконечно долго. Если ребенок грызет ногти, велика вероятность, что у него возникнут:

  • стоматит или другое поражение ротовой полости;
  • неприятный запах изо рта;
  • острая парохония, спровоцированная золотистым стафилококком.

Ребенок грызет ногти, что делать?

Специалисты рекомендуют как можно скорее приступить к борьбе с проблемой, поскольку, если она перейдет во взрослую жизнь, избавиться от нее будет значительно сложнее. Перед тем, как отучить ребенка грызть ногти на руках, важно точно выявить механизм, запустивший данную привычку. Действия родителей, направленные на подавление привычки, напрямую зависят от возраста малыша, столкнувшегося с этой проблемой.

Как отучить маленького ребенка грызть ногти?

Существует множество действенных способов, помогающих побороть малышу эту привычку. Вот некоторые рекомендации:

  • Если кроха обгрызает ногти при прорезывании зубов, можно дать ему погрызть сухарик, кусочек яблока или охлажденный прорезыватель.
  • Иногда привычка проявляется во время просмотров мультфильмов. Родителям следует быть избирательными при выборе развлечений для своих чад. Для деток предпочтительны спокойные добрые мультфильмы. Да и времяпровождение у голубого экрана должно контролироваться: длительный просмотр негативно сказывается на детской психике.
  • Эта привычка может проявляться, когда детки скучают. В этом случае есть свои действенные способы занять малышей. Хотя они хорошо зарекомендовали себя в том, как отучить ребенка грызть ногти в 3 года, такие советы приемлемы и для детей постарше. Занять же ребенка можно рисованием, лепкой и другими совместными играми, положительно влияющими на психическое состояние малыша.
  • Пальчиковая гимнастика помогает снять напряжение. Для достижения желаемого результата делать ее нужно несколько раз в день, особое внимание уделяя тем моментам, когда малыш чем-то встревожен или нервничает.

Ребенок грызет ногти: как избавиться от этой вредной привычки?

Обгрызают ногти или обкусывают кожу вокруг них многие дети, а некоторые продолжают делать это, даже став взрослыми. Такая привычка не эстетична, вредит здоровью и мешает социальной адаптации. Есть несколько действенных способов, как отучить ребенка грызть ногти, однако прежде всего нужно разобраться с причиной проблемы и устранить ее, ведь чаще всего она является симптомом детского невроза.

Причины и вред привычки:

Грызение ногтей может иметь как эпизодический, так и постоянный характер. Чем чаще это происходит, тем более углубляется проблема и тем сложнее ее потом решить. Поэтому родителям нельзя пускать ситуацию на самотек, а начинать помогать ребенку при первых неприятных проявлениях.

Дети могут грызть ногти, когда они устали, раздражены или расстроены и даже просто от скуки, если руки больше нечем занять.

Укоренившаяся привычка грызть ногти является признаком сформировавшегося невроза и возникает по тем же причинам, что и сосание пальца, выдергивание волос, тики, качание ногой и другие навязчивые движения:

  • аторитарный стиль воспитания, жесткие требования родителей, их эмоциональная холодность;
  • постоянное переутомление, если ребенок помимо учебного заведения посещает еще и несколько секций и кружков;
  • перемены в семье и окружении – рождение младших детей, развод родителей, переезды, начало посещения детсада или школы;
  • трудности адаптации в детском коллективе, предвзятое отношение педагогов, боязнь плохих отметок.

Привычные движения помогают ребенку успокоиться, сбросить напряжение, и он неосознанно повторяет их снова и снова. Часто проблема сочетается с повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Одергивания не помогают – малыш еще больше тревожится и беспокоится, а грызение ногтей становится проявлением аутоагрессии – способом «самонаказания».

Таким образом, причины возникновения привычки обгрызать ногти лежат в психоэмоциональной сфере и коррекция должна быть направлена именно на снижение напряжения у ребенка и негативного влияния на него испытываемых стрессов. В сложных ситуациях не обойтись без помощи психологов и неврологов.

Как отучить?

Чтобы помочь ребенку, лучше всего сначала обратиться к психологу: он определит глубину проблемы и необходимость психокоррекции или медикаментозного лечения, даст индивидуальные рекомендации. Психологи применяют ролевые игры, рисование, сказкотерапию, проводят работу с родителями, если необходимо снизить эмоциональный накал в семье.

Специальных лекарств в этой ситуации не существует, но иногда назначаются отвары успокаивающих трав, гомеопатия, препараты с магнием и легкие седативные средства.

9 самых действенных и одобренных психологами способов:

  • Проанализировать режим дня, окружение ребенка, чтобы «вычислить» стрессовый фактор и постараться устранить его.
  • Уделять малышу достаточно времени и внимания, разговаривать о его радостях и проблемах, чаще обнимать, проявлять заботу, говорить, что вы его любите.
  • Создать дома комфортную психологическую обстановку – не кричать, не допускать громких ссор и выяснений отношений с детьми или супругом.
  • Если у ребенка нет аллергии, использовать ароматерапию с применением масел и трав: лаванды, мяты, мелиссы, лимонника. На ночь давать теплый чай или молоко с медом.
  • Научить ребенка самостоятельным способам сброса напряжения: глубоко подышать, порвать лист бумаги, несколько раз сжать-разжать кулаки.
  • Использовать отвлекающие предметы и занятия: сжимание и ощупывание мячиков, мешочков с крупой, антистрессовых игрушек с наполнителями, перебирание четок, бус и камешков, сортировка пуговиц и круп, игры с конструктором и трансформерами, рисование, лепка, бисероплетение и т.д.
  • Отлично, если рукоделие будет совместным занятием с мамой или папой.
  • Купить специальный лак с неприятным вкусом, но обязательно объяснить малышу, что вы хотите ему помочь и горько будет при неправильных действиях, а не из-за «противного» лака. Сделать ребенку красивый гигиенический маникюр и приучать к постоянному уходу за ногтями.

И главное: не кричите на ребенка, не бейте по рукам – так проблема только обострится.

Запреты тоже не помогут: малыш найдет способ грызть ногти в ваше отсутствие, а подросток будет делать это в качестве протеста против давления родителей.

Обгрызание ногтей – неприятная и очень неэстетичная привычка. Определив ее причину, вы сможете помочь ребенку справиться с ней, устранив или сведя к минимуму провоцирующие факторы.

Будьте внимательны к своим детям, не оставляйте их наедине с тревогами и проблемами – это будет лучшей профилактикой вредной привычки.

Литература:

  1. «Тревожный ребенок» Е. А Кириллова, Е. Э. Беляева
  2. «Что делать, если…» Людмила Петрановская

С уважением, педагог-психолог ДО 3, Боровиченко Ю.А.

Причины, почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия

Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?

Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги.

Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.

Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.

Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.

Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.

Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.

1 Пытается справиться с напряжением из-за ссор родителей

Различные симптомы часто возникают у детей, родители которых регулярно ссорятся и выясняют отношения. Ребенок как бы перетягивает внимание на себя и заставляет больше думать о нем, нежели ругаться между собой.

Будет ошибкой думать, что если ребенок не видит конфликтов между родителями, то он растет в комфортной и благополучной обстановке. Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить. Его тревога только усиливается тем, что с ним не говорят, ему не объясняют, что происходит.

Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить.

Ребенок злится на родителей и на себя. Он думает, что виноват в том, что мама и папа ругаются. Он испытывает огромный ком смешанных неназванных эмоций. А значит и не знает, как с ними справляться. Вот и реагирует, как умеет. Когда ребенок грызет ногти, ему удается хоть немного сбросить напряжение.

Что делать родителям. Нужно честно признаться себе, если в семье есть конфликты, недоговоренности, тайны. Важно дать ребенку понять, что даже если родители ссорятся, они все равно его любят. Что он не виноват в ссорах взрослых. Полезно сходить к семейному психологу, который поможет паре разобраться в отношениях.

2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн

Бессознательно ребенок знает, что от него что-то скрывают, иногда даже знает что именно. Сознательно он не может понять, почему ему ничего не рассказывают, почему скрывают. Тайна кажется намного страшнее, чем она есть на самом деле: раз мама и папа не говорят об этом, значит это что-то страшное. Если мама и папа не могут справиться, то как справлюсь я. Лучше буду защищаться как могу.

Ребенку уже больше года не говорят, что умер дедушка. Говорят, что он уехал в командировку на север и вернется очень нескоро. Ребенок даже в игре разыгрывает смерть. Он знает об этом, однако с ним никто об этом не говорит. Одна из жалоб родителей такого ребенка — навязчивые действия.

Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик. Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми.

3 Боится остаться без родителей

Здесь можно объединить ситуации из ряда «если я буду вызывать у мамы тревогу, то она не уйдет» и «если я буду выполнять ритуал, то мама не умрет».

На первом году жизни ребенок чувствует, что обладает всемогуществом. Все его желания моментально исполняются, а потребности удовлетворяются. Ему кажется, что это он управляет мамой, которая приходит, кормит, переодевает, успокаивает.

Со временем он понимает, что он и мама — отдельные люди. Его желания и желания мамы могут не совпадать. Хочется вернуть младенческое блаженство. Однако при отзывчивой, чувствительной матери ребенок справляется со своими чувствами.

Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом.

Но если мама резко бросила кормить грудью в полгода, родился братик или сестричка, или ребенку пришлось разлучиться с матерью на длительное время, малыш начинает бояться, что маму можно потерять. Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом. Тогда у ребенка закрепляется связь: выдернул волос — пришла мама. Со временем эта связь становится бессознательной, остается только симптом.

Что делать родителям, если это — причина, почему ребенок грызет ногти. Почаще говорить ему, как его любят, как он значим и важен для семьи. Подмечать его успехи и помогать справляться с неприятностями. Важно, чтобы он чувствовал: что бы ни случилось мама и папа рядом, на его стороне.

4 Не может предсказать поведение родителей

Если родители ведут себя непредсказуемо и по-разному в одинаковых ситуациях, это нарушает чувство безопасности у ребенка.

Мама может уходить без предупреждения. Неверно, что маленькие дети этого не замечают. Даже самый маленький младенец чувствует и знает, что мама куда-то делась. А вот куда — непонятно. Ребенок не знает, куда она ушла и когда вернется. И почему когда засыпал — была мама, а проснулся — бабушка или няня. Он переживает, что мама ушла навсегда, бросила его. Начинает думать, что это он виноват во всем.

Сегодня мама за мокрые штанишки наругала, завтра не обратила на них внимание, послезавтра посмеялась, а через неделю и вовсе побила. Непонятно, как мама поступит в тот или иной момент. На одни и те же действия она реагирует по-разному.

Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать. Он не может предполагать, предугадывать последствия своих поступков и поведения. Он не может чувствовать себя спокойно и безопасно.

Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать.

Что делать родителям, если ребенок грызет ногти? Совет психолога — б ыть последовательными в правилах и запретах. Если телевизор после десяти вечера смотреть нельзя, то нельзя и сегодня, и завтра, и через неделю. И не разрешит ни папа, ни мама. Если перед мальчиком, которого ударил ребенок, нужно извиниться, то это нужно делать в любых случаях, когда ребенок обидел кого-то из сверстников. И ни папа, ни бабушка от этой участи не избавят.

5 Чувствует себя непринятым

С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.

Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.

Что делать родителям. Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше. Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.

6 Страдает от своей «неидеальности» и строгого воспитания

Ребенка ругают за не отличные оценки, требуют первых мест во всех конкурсах, идеальной внешности, идеальной чистоты в комнате. За любое несоответствие ожиданиям ребенок подвергается наказанию, порицанию, осуждению. Тогда малыш все время находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже на секунду.

Если ребенок растет в страхе перед родителями, перед наказанием, перед неудачей, напряжение и тревожность возрастают в разы. Это как плотина, которая под огромным напором воды когда-нибудь обязательно прорвется.

Что делать родителям. По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.

Если своими силами справиться не получается, обратиться к специалисту

Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.

Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно — и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.

О вредной привычке

Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.

По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.

Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.

В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.

Грызть ногти — вредно:

  1. Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
  2. Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.

Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Причины привычки

Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.

Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.

Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.

Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.

Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.

Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе — и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.

Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия — это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит — очень даже можно.

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому — например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector